«Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» - наверняка эти стихи, знакомые всем с детства, хоть раз взрослые декламировали своему чаду, убеждая его в пользе чтения. Кто из родителей не хотел бы, чтоб ребенок поскорее освоил родной алфавит и вместо «закорючек» стал различать буквы, а потом складывать их в слова?! Увы, в своем стремлении выдать сыну или дочке знаний побыстрее да побольше мамы с папами иногда могут только навредить. Традиционные занятия часто кажутся детям скучными. И вместо того чтобы приносить удовольствие, всю оставшуюся жизнь книга будет ассоциироваться со «школьной обязаловкой».
Уникальная методика, изобретенная нашим земляком Львом Штернбергом, обещает не только быстро обучить ребенка беглому чтению, но и сделать этот процесс увлекательным.
Не надо спешить
В Мурманске обучение детей чтению «по Штернбергу» пока продвигает только один человек - Генрих Астапкович, давний друг Льва Владимировича.
- Я папа уже взрослых детей, поэтому испытать ребус-метод мне, возможно, удастся только на своих внуках. Но я занимаюсь с детишками знакомых. Мне нравится видеть, как озаряются лица малышей, когда они понимают, что могут прочесть слово и осознать его значение. И радость родителей тоже очень приятна. Свою методику Лев Штернберг разработал, когда сотрудничал с Николаем Зайцевым, изобретателем «кубиков Зайцева». Он обнаружил, что детям интересно сразу схватить суть, понять и начать читать. Ребус-метод помогает достичь эффекта уже в первые занятия. Однако нужно помнить, что до 4-х лет заниматься чтением безрезультатно и даже вредно, с 4-х лет - полезно, а с 5-ти - необходимо.
Вот что сообщает сайт Льва Штернберга о предпочтительном возрасте для занятий: «Если обучаться чтению ребенок начал лет в шесть или хотя бы в пять, то при особой ловкости учителя он достаточно быстро достигнет чтения беглого, автоматичного. Но двухлетний ребенок, даже зная все буквы, даже умея соединять их в слоги и даже прочитывая подряд слово за словом, все равно обречен ковыряться в буковках через пень колоду в течение нескольких лет. Такое чтение вряд ли принесет вашему ребенку удовольствие, а приведет лишь к одному печальному результату: он успеет разлюбить чтение еще до того, как овладеет им в полной мере. А вам это надо?».
С чего начинается «кошка»?
Лев Штернберг утверждает: ребенок уверен, что слово «кошка» начинается с буквы «ко», и когда ему начинают говорить, что «ко» это «к» + «о», он их различает, но когда его просят прочесть слово — теряется. Все мы, даже будучи взрослыми, объясняемся слогами, лишь потом разбивая их на буквы.
Дидактические материалы включают в себя книгу с 33 уроками (по количеству букв) и набор карточек. Процесс происходит в виде игры — с одной стороны изображена картинка, а с другой написано слово. Ребенку необходимо сложить начальные слоги нескольких слов, чтобы получить новое слово. Например, туфли + чайник = ТУ-ЧА, а курица + чайник = КУ-ЧА. Правила игры дети понимают очень быстро, поэтому обучение может происходить даже без контроля со стороны взрослых.
«Ребус-метод - обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм» допущен комитетом по образованиюг. Санкт-Петербурга как допматериал к применению в начальной школе и пособие для тех родителей, которые сами занимаются с дошколятами дома.
По мнению Генриха Астапковича, если бы методика нашла одобрение у мурманских властей, то уже через год большинство детей приходили бы в школу умея читать. Но пока интерес к ней проявляют лишь некоторые заполярные родители для самостоятельных занятий с детьми.
Приобрести учебные пособия и ознакомиться подробнее с методикой можно на сайте Льва Штернберга www.rebus-metod.net или в официальной группе в социальной сети «В контакте».
Комментарий специалиста
«Использую метод в своей работе»
Учитель-логопед первой квалификационной категории детского сада № 97 Мурманска Алла Болдырева:
- В своей работе я использую ребус-метод параллельно с традиционным обучением чтению для детей с 4-х лет. Сначала мы проходим одну букву, а потом отгадываем ребусы. На мой взгляд, методика достаточно эффективна. Ребятам нравится рассматривать картинки и читать слова. Привлекает и то, что занятия можно проводить в игровой форме, что значительно повышает интерес маленьких непосед к обучению.
Личное дело
Лев Штернберг знает, как научить не только читать, но и считать.
Фото: Из архива редакции
Лев Штернберг родился в Мурманске. Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Разработал и успешно продвигал ребус-метод в Белоруссии. В 1998-м переехал в Германию и уже на немецком языке обучал людей, которые эмигрировали туда из стран третьего мира и часто не умели даже читать на своем родном языке. Сейчас он вернулся в Россию. Организовал в Санкт-Петербурге собственное издательство и продолжает работу над методиками обучения чтению («Ребус-метод») и счету («Знать как свои 10 пальцев»).
Вернуться на главную