Мой сайт ГлавнаяРегистрацияВход Воскресенье
19.05.2024
23:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
  
Главная » 2013 » Июнь » 14 » Как научить
19:11
 

Как научить

Детям будет проще начать обучение чтению, если они (с вашей помощью) уже поняли, что читать книги – это весело и интересно! Если они уже знают, что в книгах много замечательных историй и ярких картинок, если те, кто читал им, обращали их внимание на определенные слова в процессе чтения. Таким образом, дети начинают понимать, что читающий им человек использует слова, которые он видит на странице, для того, чтобы рассказать историю. Важно продолжать читать детям книжки дома и в школе, начиная с первых лет жизни и до подросткового возраста, и даже позже, особенно детям, которые по каким-то причинам не могут читать сами.

Перечитывайте любимые книжки из раза в раз! Это ведет к выучиванию текста наизусть, что особенно важно в обучении говорить, а также важно для ребенка, так как дает ему возможность, повторяя за читающим, самому также участвовать в процессе чтения.

Сначала учите читать слова целиком (понимая их значение)!

В качестве первого шага очень важно сначала выучить читать слова целиком, и так, чтобы ребенок понимал их значение. Чтение по буквам, распознавание букв, составляющих слово – все это придет позже. Все дети сначала учат «визуальный словарь», то есть набор слов, который они понимают и распознают как целое слово, и только потом они медленно развивают фонетические навыки, которые позволяют им самостоятельно прочитать незнакомое слово.

Ваш ребенок должен иметь в своем «визуальном словаре» как минимум 50 слов, которые он может прочесть с уверенностью, прежде чем вы начнете учить отдельные буквы и звуки!

Обучение буквам и звукам

Для обучения буквам и звукам выберите слова, которые ребенок читает уверенно. Возьмите из его «визуального словаря» слова, которые рифмуются, или слова, которые начинаются на одну и ту же букву, и включите в вашу программу урока несколько упражнений, используя только эти выбранные слова. Чтобы облегчить задачу можно начать со слов, которые ребенок не только понимает, но и может сказать сам. Наш опыт свидетельствует о том, что, занимаясь таким образом, дети сами начинают видеть сходства и различия в строении разных слов. Например, они видят разницу между словами «дом» и «дома», «рука» и «руки», «прыгай» и «прыгаю» - иногда даже раньше, чем они достигнут четырехлетнего возраста.

После определенной подготовки («с визуальным словарем» и т.д.) детей с синдромом Дайна можно начинать учить читать так же, как и других детей.

Многие даунята в возрасте 4-5 лет, которых начали рано учить читать, могут читать слова из своего визуального словаря, могут читать предложения из нескольких слов, сами могут составлять предложения из слов, которые они могут прочитать, могут читать самодельные книги другим и знают названия букв и звуки (хотя они не всегда могут назвать все буквы за один раз).

Обучение письму

Большинство детей-даунят в 4-5 лет не умеют писать слова, но к этому возрасту уже учатся держать и использовать карандаши и ручки. Некоторые дети уже умеют рисовать, раскрашивать, обводить большие буквы и цифры и могут написать несколько букв из своего имени ил все имя целиком. Большинству даунят присуще отставание в развитии навыков письма. Однако, это не должно препятствовать нам обучать детей чтению, письму или рисованию! Если вашему ребенку все еще сложно держать карандаш – рисуйте губкой с краской, используйте для «письма» пластиковые или магнитные буквы, белую доску, компьютер, карточки со словами и буквами.

Хотя это не всегда легко, но все-таки: важно, что бы ребенку было весело и интересно заниматься.

Несколько практических советов:

  • сделайте сами простые книжки, которые подходят именно вашему ребенку и читайте их вместе;
  • сделайте надписи-названия на предметах, которые его окружают дома и в школе;
  • носите таблички с именами;
  • играйте со словами
  • и вы скоро увидите прогресс вашего ребенка!

Через чтение – учим новые слова и грамматику

Слушайте внимательно, что говорит ваш ребенок, замечайте слова, которые он знает и понимает. Берите его собственные слова и делайте из них короткие предложения.

Например, спросите ребенка, что он сейчас съел. И если он вам ответит «яблоко», то напишите на доске «Я съел яблоко» - чтобы ребенок видел. Хорошо, если при этом у него в визуальном словаре уже есть слово «яблоко», которое он может прочитать сам. Вы заметите, что именно так мы поможем детям развить свою речь. Если вы будете следовать этому простому правилу (то есть брать слово ребенка и дополнять его одним или двумя своими словами), то вы поможете ребенку быстрее освоить грамматику родного языка и начать говорить фразами и предложениями.

Все дело в интересе…

Очень важно также, чтобы ребенок был активно вовлечен в процесс обучения, а не просто пассивно читал или перерисовывал буквы, которые вы перед ним положили. Это нелегко, но это важно. Для того чтобы этого достичь, детям нужно давать выбор: обсудите с ним, какую книжку он хочет сейчас читать, какую букву обводить, с какими словами или карточками играть. Активное вовлечение в задание очень важно для обучения.

Для того чтобы ребенку было интересно учиться, вам понадобится как можно больше разных обучающих материалов. Кое-что можно купить в магазине, в особенности яркие и веселые словари в картинках (книжки с картинками предметов и подписями к ним). Но большинство материалов, скорее всего, придется сделать самим. Это могут быть:
  • карточки со словами (купленные, самодельные, написанные от руки или напечатанные на компьютере – на плотной бумаге или картоне)
  • самодельные книги и игры: игры на поиск пары (найди такое же слово или картинку или букву); специальные книги с разворотами (читаешь сверху слово, потом переворачиваешь страницу и видишь под словом соответствующую картинку). Можно делать наоборот: сначала смотришь картинку, потом переворачиваешь и читаешь слово; игры с удочкой (ловить можно не только рыбу, но и магнитные карточки со словами, с картинками, магнитные буквы); игры с приклеиванием или прикреплением на магнитную доску слов к правильной картинке; прятки со словами (найти табличку с нужным словом среди других табличек или среди других предметов в комнате);
  • фотографии и картинки
  • детские книжки, детские книжки по определенным темам
  • материал для самого начального этапа обучения буквам и звукам.

В этом разделе вы найдете рекомендации для обучения чтению детей возрастом от 2 до 5 лет.

Начинать учиться чтению надо, когда ребенок уже понимает 50-100 сказанных ему слов и может сравнить картинки и выбрать похожие; может играть в лото с картинками и демонстрирует понимание слов. Повторимся еще раз: начинать обучение надо со слов, которые малыш уже понимает.

В процессе обучения вы можете отслеживать прогресс вашего ребенка и вносить результаты в таблицу, которая дана в приложении.

ШАГ 1. «Найди пару»
Рекомендуемый порядок для игры «найди пару»:

  • Картинка к картинке (самый легкий вариант)
  • Слово к слову (найти такую же картинку, назвать ее, выбрать нужную из нескольких вариантов)
  • Слово к картинке (самый сложный уровень: проверяется способность к чтению и пониманию)
Как научить играть в игры «найди пару», «выбирать» и «называть»:
  • Сделайте 2 идентичных флэш-карточки для каждого из 4-х слов (всего 8 шт).
  • Положите одну карточку словом вверх перед вашим ребенком. Идентичную вторую карточку (словом вверх) дайте ребенку в руки и скажите: «Это слово дом. Найди такой же».
  • Помогите ребенку сделать упражнение правильно, то есть физически направьте его руки, чтобы он сделал все правильно. Подбодрите ребенка, похвалите его.
  • Переверните карточку и покажите соответствующую картинку, чтобы помочь ребенку соотнести напечатанное слово и произнесенное слово с предметом.
Можно играть в «найди пару» при помощи лото, магнитной «рыбалки», поиска слова в комнате или поиска слова на картинке (для детей помладше), приклеивания бумажек на липучке со словами к картинкам и т.д., чтобы добавить разнообразия и поддерживать интерес.

Пример «рыбалки»: возьмите два набора одинаковых карточек с картинками / со словами на магнитах (для начала всего несколько разных) и разложите один набор перед ребенком, а другой набор положите в коробочку. Дайте ребенку удочку, пусть он выловит из коробочки одну карточку. Если он еще не может узнать и прочитать это слово, то вы прочтите ему: «Это слово кот. Положи его рядом с такой же». Можно для разнообразия обойтись без удочки и магнитов, а второй набор карточек положить в мешок и пусть ваш малыш вытаскивает карточки оттуда по одной, не выбирая.

Пример «поиска слов» в комнате: Расклеить или разложить по всей комнате карточки со словами (для начала обязательно рядом с предметами, которые они обозначают): «стул» «кукла» «мяч» «кровать». Ребенок заходит в комнату – вы даете ему задание «Найди слово мяч». Помогите ему в первый раз: подведите к предмету и помогите ему взять в руки нужную карточку.

Некоторым детям не требуется столь детального и долгого обучения через «найди пару» - некоторые даунята легко запоминают слова, просто когда вы им показываете слово и называете его, особенно по мере того, как навыки чтения совершенствуются.

«Найди пару» учит ребенка смотреть внимательно на слово и анализировать, чем оно похоже или отличается от других слов. Если ваш ребенок уже прошел через стадию «найди пару», вы все равно можете возвращаться к этой игре для того, чтобы выучить определенные сложные слова (например, похожие слова с разным значением: «он», «она», «но» и т.д.)

!Слова должны быть написаны (напечатаны) крупными печатными буквами с учетом больших и маленьких букв (имена – с большой буквы и т.д.), а не только заглавными буквами и не смесью из печатных букв и букв, используемых при письме!


ШАГ 2. «Правильный выбор»
«Выбирать» правильно: учимся ассоциировать произнесенное слово с напечатанным


Используйте те флэш-карточки, к которым ребенок уже научился находить пару (см. «найди пару»). Положите 2 или 3 карточки со словами перед ребенком и скажите: «Дай мне (или Покажи мне) слово дом».

Сначала направьте руки ребенка к правильному варианту. Когда он научится «выбирать» правильно 2 слова, добавьте еще одно, потом еще – но делайте это медленно!

ШАГ № 3. «Называть»

Проблемы с артикуляцией у даунят могут привести к тому, что они произносят слова неправильно. Хвалите детей и побуждайте их произносить хотя бы такие примерно-правильные слова, так как чем больше они будут повторять и говорить, тем яснее будет становиться их речь.
  • Покажите ребенку слово и скажите: «Что это? Это дом. Скажи дом».
  • Побудите ребенка повторить за вами слово.
  • Вы, в свою очередь, повторить слово (или предложение), после того как ребенок сказал его, чтобы акцентировать правильное произношение этого слова.
Используйте «безошибочную» технику (то есть пока ребенок сам не может выбрать правильный ответ, помогайте ему, чтобы он все-таки всегда выбирал правильный). Это поможет ребенку впоследствии выбирать правильный ответ без долгих колебаний.

Какие слова выбрать?

Рисунок 1Рисунок 2 Слова для чтения вы, конечно, выберете сами, ориентируясь на знания вашего ребенка. Все дети, как правило, начинают говорить со слов «мама» и «папа», своего имени, имен членов семьи и домашних животных (Рисунок 1). За ними следуют названия их любимых животных (например, кот, собака, лошадь), любимой еды (сок, банан, яблоко, йогурт), любимые игрушки и другие знакомые объекты (машина, ключи, книга, мяч, сумка), любимые действия (играет, спит, ест, пьет, любит, танцует, ушел, вверх, вниз), социальные слова (привет, пока, да, нет, там, спасибо) и любимые места (парк, пляж, магазин, бассейн). Можно также выучить слова, обозначающие цвета и размер (большой, маленький), так как они вам потом пригодятся, чтобы составить первые сочетания из двух слов. Найди пару - слово к картинке

Детям достаточно выучить совсем немного слов из визуального словаря, чтобы начать их соединять разумно и правильно. Как только вы осилите небольшой набор отдельных слов, которые ребенок вам будет «называть» (читать) – выберите 4 или 5 существительных и пару прилагательных и глаголов, чтобы получилось где-то 10 слов, из которых вы сможете составить первые фразы и предложения для чтения и сразу сделать из них индивидуальную книжку для чтения. Подбирая слова к картинке, ребенок показывает, что он может прочитать эти слова и понимает их значение. И хотя иногда некоторые дети не могут сразу правильно их произнести, однако они уже умеют соотносить текст и картинку.

СОВЕТ: Сфотографируете игрушки, людей и занятия, которые являются важной частью ежедневный занятий ребенка – из этого получится замечательный учебный материал, который будет подходить именно для вашего ребенка и, без сомнения, будет интересен ему!

Начните с игр «найди пару» для картинок (без слов), а когда освоите этот шаг, переходите к «найди пару» для слов (без картинок). Только после этого можно начинать «искать пару» слово - картинка. Следить за вашими успехами вам поможет наш бланк; в нем вы можете отмечать, какие слова ребенок читает, для каких находит пару и когда. Этот бланк может помочь вам также, когда вы через какое-то время захотите повторить старые слова, или захотите включить в него новые. Если вашему ребенку очень трудно запомнить некоторые печатные слова после того, как он легко находил к ним пару «слово - слово» - отложите эти слова и возьмите другие, более привлекательные для ребенка и более короткие (простые). Для игры «найди пару» слово-слово для того, чтобы облегчить задачу можно предлагать ребенку выбирать из слов, различающихся по размеру и набору букв: кот и машина, самолёт и банан. Разницу между ними найти визуально проще.

Что делать, если что-то не получается….

Если ребенка не удается заинтересовать словами посредством предложенных игр – оставьте на время слова, а займитесь картинками (всевозможные варианты «найди пару» без слов). Это занятие легче и более увлекательно для ребенка, но оно также важно, так как внимательно смотреть и соотносить – эти навыки, хорошо отработанные на картинках, обязательно помогут вам в обучении чтению в дальнейшем, когда ребенок будет к этому готов. Продолжайте читать книги вашему ребенку. Если ребенок плохо справляется с заданием, не показывайте раздражительность и нетерпение. Сократите время занятия и старайтесь закончить его на положительной ноте. Сделайте учебные материалы красочными, интересными, разнообразными. Украсьте папку или коробку, в которой хранятся карточки со словами, дайте ребенку понять, что это именно его коробка и пусть она появляется из шкафа только тогда, когда вы занимаетесь чтением. Пусть ваш ребенок показывает всем его любимую папку (коробку, самодельную книжку) и пусть всем она нравится. Некоторым детям нравится читать другим людям, а некоторым нравится, чтобы им читали до тех пор, пока они не почувствуют себя достаточно уверенными, чтобы читать самим.

Составляйте короткие предложения из слов, которые ребенок уже может прочитать

Делайте простые книжки с короткими предложениями, используя слова из визуального словаря ребенка. Водите простые фразы и предложения, которые вы бы хотели, чтобы ваш ребенок использовал в своей речи, как можно раньше в процессе обучения. Обучение чтению поможет ребенку быстрее заговорить фразами! Пример отработки одной конструкции

Например, ребенка, который уже может читать несколько отдельных слов, но не может соединить 2 слова вместе, учите фразам, типа «машина мамы» «сумка папы» и т.д. Или добавите прилагательные: «красный мяч», «желтая машина» «большой дом» и т.д. Чтобы помочь детям соединить три слова в фразу, продумайте фразы, все слова в которых ребенок умеет читать по отдельности (Мама любит яблоко, Маша пьет сок, Сима ест йогурт).

Из 4-х имен (Папа, Мама, имя ребенка и еще одно имя члена семьи), 4-х названий еды и одного глагол (например, «ест» или «ушел») можно составить 16 разных фраз из трех слов. Если добавить к ним еще глагол «любит» - получим еще 16 разных фраз. Мы считаем, что лучше начинать объединять слова в фразы довольно рано – когда ребенок хорошо выучит немного слов (например 6 или 8) из визуального словаря. А после этого стоит вводить новые слова в визуальный словарь – так ребенку будет проще.

Когда ребенок будет уверенно читать слова из своего визуального словаря, тогда можно ввести другие типы фраз, например: «большая машина папы», «коричневая сумка мамы», «кот спит», «собака играет». Добавьте такие слова, как «это», «там», «мой», «я» - и у вас легко получится целый набор фраз из 3-х и 4-х слов с использованием старых слов: «мой большой красный мяч», «это мой дом», «мама и папа», «я люблю пить молоко». Пример отработки одной конструкции
Новые слова нужно выбирать, исходя из интересов ребенка и его понимания, например, ввести слова для обозначения цифр «один», «два» и «три», расширить набор слов, обозначающих животных и т.д.

Если ваш ребенок уже находится на стадии, когда вы читаете с ним простые предложения, то это значит, что вы уже можете переходить к чтению «покупных» детских адаптированных книжек. Хотя, скорее всего, эти книги сразу не заменят ваших самодельных книг, если только вы не купите книгу, в которой будет много картинок, и набор слов будет соответствовать визуальному словарю вашего малыша. Самодельные книги по темам будут еще долго помогать вам и вашему ребенку в занятиях, даже когда он уже будет ходи в школу и читать «покупные» книги.

Делайте тематические книги и книги по интересам!

Тематические книги можно сделать из фотоальбомов или из папок со вставленными листами из картона. В них могут быть отдельные слова, могут быть предложения и картинки. Книг должны быть не очень большие – нужно сделать их несколько, посвященных определенному содержанию (название комнат в доме, названия животных, названия предметов в саду, названия предметов одежды, частей тела, видов транспорта, глаголов движения) или грамматической конструкции. При помощи этих книг дети научатся использовать хорошо выученные слова для составления фраз. Сделайте книгу с фотографиями членов семьи, домашних животных и друзей, которых ребенок видит часто - детям будет интересно посмотреть альбом и прочитать имена под фотографиями. Как правило, детям также интересны книги о событиях, которые на самом деле происходили с ними: визит в зоопарк, приезд в гости бабушки, празднование дня рождения. Фотокамера, захваченная с собой на прогулку или в гости, поможет вам потом создать замечательные и очень полезные в обучении материалы.

На последующих стадиях обучения чтению не забывайте включать в визуальный словарь и в подписи к картинках в ваших книгах такие слова как «он/она», «его/её», «в» и т.д. Эти маленькие слова детям обычно запоминают с трудом – надо помочь им в этом! Сделайте книгу, целиком посвященную одной конструкции (например, только с местоимением «он»), чтобы ребенок мог хорошо отработать ее, и при помощи многократного повторения, чувствовал себя уверенно с ней в последствии (Рисунок 5). Пример отработки одной конструкцииПример отработки одной конструкции

Рисунок 5.

Самодельная книга на закрепление определенной фразы «I can» (я умею: я умею рисовать, я умею раскрашивать, я умею считать, ходить, читать, вырезать, писать, рисовать… )



Даже если ваш ребенок не может пока произнести 2 или 3 слова вместе, но может понять 2 или 3 слова, соединенные вместе (вы это поймете по тому, как он справляется с заданием с карточками) – продолжайте занятия, они пойдут ему на пользу и обязательно принесут свои плоды.

В ходе обучения вы введете в обучение социальные фразы, вопросы, отрицания, множественное число и т.д. Их нужно отрабатывать на отдельных книгах, посвященных одной грамматической структуре и на коротких фразах. Приводим пример семи разных книг на определенные конструкции. Не делайте много картинок/фраз на одной странице, пусть их будет несколько или одна. Вариантов ответов может быт больше, а конструкция – только одна: 1. «Что это?» «Это книга/кот/дерево…»; 2. Кто это? Это мама / папа / Маша… 3. Где мяч? Мяч под столом, на стуле, в корзинке…» 4. Я люблю йогурт, молоко, чипсы…5. Я умею читать, сидеть…6. Мама/папа/Маша… умеет читать. 7. Я хочу яблоко/ куклу/ мяч. В качестве иллюстраций используйте фотографии или картинки – как вам удобнее. После этого детям надо давать читать простые грамматически правильные предложения разной длины, даже если они будут содержать несколько им пока непонятных слов. Но пусть это будут слова, с которыми ребенок сталкивается в ежедневной жизни, которые он часто слышит дома, на улице и в школе.

Компьютерные программы могут быть более эффективны при обучении чтения, чем картинки, так как глаголы, например, могут быть показаны движущимися картинками.

Помните, что все дети продвигаются в чтении по-разному: ребенок с синдромом Дауна в возрасте 4 лет может уметь читать от 1-2-х до 400 слов и даже больше.

Развивайте навыки письма параллельно с чтением!

Когда дети уже научатся читать предложения – они могут и «написать» предложение, раскладывая карточки со словами в правильном порядке. Чтобы начать учиться писать по-настоящему, следует начать с переписывания предложений, которые они уже хорошо читают, или коротких предложений, которые они выучили наизусть из своих любимых книг. Они могут «искать пару» одинаковых слов или предложений, написанных от руки, а также выбирать последнее слово к написанному предложению (см. Рисунок 6). Пример отработки одной конструкции

Чтобы помочь детям в развитии навыков чтения и письма, можно использовать разные методы тренировки памяти. Это может быть, например, «книга» с переворачивающимися частями, как на Рисунке 7. Они могут не только читать предложение, друг за другом открывая слова. Можно, например, сначала закрыть все слова, потом открыть первое слово – прочитать, закрыть его и снова произнести, потом открыть первое и второе слово – прочитать, закрыть и снова произнести, и т.д. пока ребенок не скажет все предложение. Если поместите в конце картинку – ребенку будет интереснее делать здание, так как в конце он сможет посмотреть картинку! Пример отработки одной конструкцииПример отработки одной конструкции


Рисунок 7.











Ребенок может также открывать первое и второе слово и угадывать третье. После того, как вы прочтете все предложение, закройте все слова, и пусть ваш ребенок попытается сказать все предложение по памяти, а вы открывайте слова по мере того, как он будет произносить их.

Такие книги могут быть использованы не только в обучении чтению, а также для обучения действий, которые должны быть выполнены в определенной последовательности – при помощи картинок.

Для игр, обучающих чтению и письму, мы советуем вам не делать в «переворачивающихся книжках» картинки к каждому слову, так как это может отвлекать ребенка от самого напечатанного слова. Лучше сделать одну картинку в конце, которая будет по возможности передавать смысл всего предложения.
Просмотров: 189 | Добавил: togencep | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz