Что нужно знать родителям, чтобы научить ребенка хорошо читать
Что нужно знать родителям, чтобы научить ребенка хорошо читать
«Чтение — вот лучшее учение» — эти слова знакомы нам с детства. Понимая, что без умения читать обучение в школе невозможно, родители стараются научить своего ребенка читать заранее. Что значит — научить ребенка читать? Сейчас вы, наверное, скажете, что научить читать — это научить читать слова и предложения, и будете правы. Но это не всё. Научить читать буквы и складывать их в слова — это только начало длинного пути, называемого «обучение чтению».
Обычно родители радуются, что ребенок научился читать слова, и надеются, что дальше все пойдет как по маслу. Но тут появляются различные проблемы. И первая проблема, которая возникает почти во всех семьях, как только ребенок переступает школьный порог — это техника чтения.
Истребование документов в любом городе Украины – подробнее здесь.
В школе требуют, чтобы ребенок читал быстро и правильно, скорость чтения соответствовала норме, которую кто-то когда-то установил. А что делать, если ребенок не может так быстро читать? И вообще, зачем она нужна — эта техника чтения?
Чтение имеет общеучебный характер, без него обучение просто невозможно. И скорость чтения, и его качество являются важнейшими факторами успешного обучения ребенка.
Медленное чтение тормозит обучение по всем остальным предметам и снижает самооценку ребенка. Хорошо читающий ребенок не только быстро читает, но и быстро думает. Вот здесь и кроется весь секрет: развивая технику чтения, мы развиваем интеллектуальные возможности ребенка, и наоборот.
Как же развивать технику чтения без принуждения и лишних проблем?
Прежде всего, давайте определим, что такое техника чтения в школе и как ее проверяют. Есть много способов проверки техники чтения, но мы будем говорить об упрощенном способе, которым пользуются в начальной школе. Техника чтения показывает количество прочитанных за одну минуту слов. Итак, давайте проверим технику чтения вашего ребенка. Выберите незнакомый текст с хорошим шрифтом и небольшими, легкими для чтения словами. Возьмите секундомер или песочные часы. Ребенок читает текст в течение
одной минуты. Некоторые дети долго включаются в работу, тогда можно дать возможность читать две минуты, а потом результат разделить надвое. Часто при чтении ребенок допускает ошибки в словах. В таких случаях не исправляем, не возвращаем ребенка, чтобы он прочитал правильно, а просто вычитаем эти слова из общего количества слов. После чтения подсчитываем количество слов, причем считаем и предлоги, и союзы, а слова с переносом считаем за два слова. Мы получили скорость чтения за одну минуту. Но это еще не все. Надо, чтобы ребенок, прочитав текст, понял его смысл.
И скорость чтения, и его качество являются важнейшими факторами успешного обучения ребенка
Как узнать, понял ли ребенок, что прочитал, или нет? Очень просто. Задайте по тексту несколько вопросов. По ответам ребенка вы поймете, насколько понятен смысл текста. Например, ребенок прочитал: «Маленькая лягушка лежала в теплой лужице». Вы спрашиваете: «Что делала лягушка? Что такое лужица?» Если ребенок ответил хотя бы на половину вопросов правильно — это уже хорошо.
Результат можно сверить с нормами техники чтения в вашей школе. В разных школах эти нормы могут немного различаться. Хочу обратить ваше внимание, что полученный результат очень зависит от внешних факторов: самочувствие ребенка, размер букв, качество текста. Поэтому чтобы получить более точную картину, сделайте такую же проверку дня через два на другом тексте. Вы удивитесь, насколько могут отличаться результаты в ту или иную сторону.
Технику чтения проверили, что дальше? А дальше надо ее наращивать. Многие родители заставляют ребенка читать часами в надежде, что от этого техника чтения улучшится. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Такой метод наращивания техники чтения, скорее всего, принесет обратные результаты: скандалы в семье из-за чтения, воспитает нелюбовь к чтению, но скорость чтения не увеличит.
Если вы хотите, чтобы ребенок научился читать быстро и читал бы с удовольствием, надо играть!
Если вы хотите, чтобы ребенок научился читать быстро и читал бы с удовольствием, надо играть! Играть со словами, буквами, текстом! В игре всё усваивается и тренируется легко, совершенно незаметно для ребенка. Играть можно и нужно с детьми разного возраста.
Прежде чем вы познакомитесь с некоторыми очень легкими, но эффективными игровыми приемами, давайте определим очень важные правила обучения чтению. Обратите внимание — сейчас мы говорим об обучении школьников. Для дошкольников требуются другие игры и способы обучения.
Ученики первого, а иногда и второго класса читают орфографически, то есть так, как написано, а не так, как мы говорим. Если ребенок читает слово «корова», то произносит «кОрОва», а слово «дуб» произносит как «дуБ». Это очень важный момент в период обучения чтению. Чтение — очень трудный процесс для ребенка, поэтому время чтения надо ограничивать. Если ребенок читает сам, то не более 15–20 минут, а первоклассники и того меньше.
Для развития навыка чтения важна не длительность работы, а частота. Гораздо лучше читать по 15 минут каждый день, чем по часу два раза в неделю. Очень полезно чтение перед сном. Приучите себя и ребенка читать хотя бы 10–15 минут в постели. Далеко не все тексты, даже из детской литературы, подходят для самостоятельного чтения. Если ребенок читает сам, то текст должен быть написан крупным и четким шрифтом. Очень хорошо, когда текст занимает только половину листа, а остальное — картинки.
Предложения в тексте для первоклассников должны быть небольшими по размеру, 4–6 слов, и содержать знакомые и легко читаемые слова. Длинные предложения затрудняют понимание текста. Оставьте красивые тексты на потом. Сейчас нужны четкие, лаконичные тексты, удобные для чтения и понятные ребенку.
Очень важный момент. Наш мозг устроен так, что хорошо понимает то, что получает быстро! Когда ребенок читает медленно, мозгу трудно усвоить всю информацию и внимательно «следить» за чтением. Внимание ребенка рассеивается, а значит, качество чтения резко падает. Поэтому с самого начала надо учить ребенка читать быстро, развивать технику чтения.
Какие же игры и упражнения можно использовать для обучения чтению?
«Буксир»: для этого упражнения необходим «буксир» — это может быть родитель, брат или сестра, которые читают немного быстрее ребенка. Помощник – «буксир» читает текст немного быстрее, чем может ребенок, а ребенок следит за ним по тексту указкой или карандашом и повторяет вслух. После этого желательно, чтобы ребенок прочитал текст еще раз, самостоятельно.
Чтение «по верхушкам»: вы берете непрозрачную линейку или картонную закладку и накладываете ее на слово или текст так, чтобы нижняя часть слова была закрыта. Ребенку надо прочитать слово по видимой части букв. Конечно, если трудно, то можно на секунду приоткрыть и снова закрыть слово.
Чтение «по корешкам»: выполняется аналогично, но теперь прикрывается верхняя часть слова. Надо заметить, что так читать труднее. Поэтому начинать надо с «верхушек», а уже после того, как будет получаться, переходить к «корешкам».
Для развития навыка чтения важна не длительность работы, а частота
Упражнение «Скорый поезд»: если вы проследите, как вы читаете, то заметите, что глаза намного опережают речь. Мы произносим первое слово, а глаза уже видят и читают третье, четвертое. Ребенок так еще не может. Он произносит только ту букву, на которую смотрит. Научим ребенка читать глазами с опережением произношения, и читать он будет гораздо быстрее и лучше.
Мы берем непрозрачную линейку или закладку и объясняем ребенку, что это «скорый поезд». Он «едет» очень быстро и почти без остановок, прямо по строчке. «Попробуй прочитать то, что написано, пока поезд не проехал». И начинаем вести этот «поезд» по строчке, закрывая текст немного раньше, чем ребенок его произнес. Ребенок произносит только первый слог, а мы уже закрыли второй. Если ребенок не успел заметить слово, что бывает на первых порах, то «поезд» можно немного вернуть, на секундочку приоткрыть буквы и снова закрыть. Читая так хотя бы 5–10 строк в день, вы скоро заметите, что «поезд» едет все быстрее, и вам все реже приходится «возвращаться». А это значит, что ребенок наращивает технику чтения.
Вы узнали только четыре упражнения для развития навыка чтения, а их гораздо больше. По самым скромным подсчетам, у меня таких упражнений более 50, и с каждым днем копилка игр и упражнений пополняется. Чтобы научить ребенка читать, мало просто научить его сливать буквы в слова. Надо обучить ребенка эффективным приемам чтения, постоянно развивать технику чтения и улучшать качество, а вместе с этим будут развиваться способности ребенка. Откройте для себя простые и эффективные приемы обучения детей чтению и избавьте себя и ребенка от многих школьных проблем.
Апр 15, 2013 | Раздел:
Статьи