Как научить ребенка быстро считать? С помощью игры «Математическое домино»
В стремлении повысить уровень образования детей, учителя порой забывают, что перед ними – всего-навсего дети.
Популярная ныне технология «развития математической логики» (кто-то это называет математическим мышлением), несомненно, улучшает качество обучения. К сожалению, в школе, где обучается моя внучка, материал по арифметике подаётся без особых комментариев. Понятно, что детский ум пытлив и с хорошей памятью, но иногда ему просто необходима помощь.
Памятуя о том, что знания, полученные в процессе игры, быстрее и надёжнее усваиваются, а также, вспомнив своё «босоногое детство», я решил изготовить «математическое домино», в которое я и сам играл лет сорок назад. Что же это такое?
Из обыкновенного куска ДСП вырезал 28 пластинок размером 5х10 сантиметров. Как и в классическом домино, разделил это поле «пополам». А дальше стал «рисовать» сами «кости» по своим правилам:
1) ЛЮБОЕ значение поля домино я представил в виде арифметических действий «+» или «-»;
2) Диапазон примеров ограничил суммой «20». До «десятка» счёт не вызывал проблем. С переходом счёта «через десяток» начинались проблемы с восприятием чисел: «Почему одиннадцать, а не десять один?; семнадцать, а не десять семь?», хотя после «20» — опять полное понимание действий (Тут же — «двадцать один, двадцать семь»)… Логика детей – сложная штука!
3) Формула «номиналов» домино не должна повторяться: «шестерка» — это и «4+2», и «20-14», и «9-3», и «1+5». Смысл в том, что значение ЛЮБОЙ «кости» не должно повторяться. Это учит ребёнка не ассоциировать число с определёнными цифрами, а совершать арифметические действия с разными числами.
4) Любое «пусто» записывается тоже арифметическим примером. («1-1»; «18-18», и т.п.)
Зрительная память моей внучки сработала быстрее простого заучивания таблицы сложения и вычитания. Она перестала считать примеры на пальцах.
Поиграв с нами в домино такого вида всего-навсего два дня, за следующую контрольную по математике наша внучка получила отметку «отлично». Общей радости не было конца! Наверное, в этом возрасте (моей внучке 9 лет, она учится во втором классе) быть незаметной – худшее из зол!
Теперь я подумываю о том, как сделать домино «в три действия» — а как вы хотели? – внучка подрастает… Возможно, придется изготавливать «доминушки» с действиями умножения и деления, а если Бог даст, дойду и до интегралов, хотя надеюсь, привитая любовь к математике в этом возрасте избавит меня от таких трудностей через «пару-тройку лет».
Примерный вид математического домино
Ниже фотография шести изготовленных мной «костей» домино по аналогии с классическим. Прошу прощения за графику. Мне легче сфотографировать, чем нарисовать. Примеры значения «костей» должны быть написаны с поворотом на 90 градусов — по аналогии настоящего домино.
Дедушка внучки, обучающейся арифметике во втором классе.